![Мария Ивановна Долина (лётчица).jpg](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/50/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D1%86%D0%B0%29.jpg)
С июля 1941 года в действующей армии. Начала службу 14 июля на Южном фронте в составе 296-го истребительного авиаполка как лётчик связи, налетав по заданиям командования свыше 150 часов.
В октябре 1941 года по приказу Ставки Верховного главнокомандования (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ легендарная советская лётчица, Герой Советского Союза Марина Раскова в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го
бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного
бомбардировочного (По-2). Сама Раскова стала командиром полка тяжёлых бомбардировщиков Пе-2, в который была зачислена и Мария Долина.
В 1942 году она окончила Энгельсскую военную авиационную школу, за 4 месяца освоив пилотирование скоростным бомбардировщиком. Про самолёт Пе-2 говорили, что сильные лётчики его любят, а слабые боятся. Даже мужчине управлять этой машиной было непросто: инструменты управления были приспособлены к мужскому росту, мужской силе. Чтобы выжать педали, требовалось равномерное нарастающее давление. Поэтому девушки из полка Расковой приспособились взлетать «в четыре руки»: штурман поддерживал пилоту спину и руки. Далеко не просто было отрывать таким образом от земли самолёт, нагруженный бомбами.С января 1943 года полк Пе-2, получивший новое наименование 125-го бомбардировочного авиационного полка, вступил в бои на Донском фронте.
Источник: Википедия