Уважаемые родители. Многие из Вас обеспокоены, что дети не хотят и не любят читать.
Причинами
отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения
навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейных традиций
привития интереса к чтению.
Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе.
Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать книгой?
G Прежде
всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на
формирование устремлений человека. (Если в доме много книг, если в семье
принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего и ребенок будет
неравнодушен к книгам.
G Можно ввести: семейный уклад чтения вслух. (Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят: «Вот и читай теперь сам!». При этом взрослые
упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения
представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он
старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы
понимать весь смысл прочитанного, остается не так уж и много, а уж на то
чтобы получить удовольствие, говорить и не приходиться.
Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению,
нужно продолжать ребенку читать вслух книги, которые привлекают его
своим сюжетом, красочным оформлением, героическими персонажами. При этом
нельзя забывать об улучшении техники чтения.
Чтобы научить своего ребенка быстро и легко читать, родители могут вспомнить следующие приемы:
G Сделайте
чтение для ребенка необходимым в жизни навыком: оставляйте ему короткие
записки, пишите письма, составляйте различные списки продуктов, которые
надо купить, вещей, которые нужно взять в поход, книг, которые надо
прочитать.
G Предлагайте
текст для чтения только тогда, когда Вы ему его уже прочитали. Читать
знакомый текст намного легче и интересней, чем совершенно незнакомый.
Радость узнавания того, что читаешь – прекрасная помощница в процессе
улучшения техники чтения.
G Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчикам по строчкам. Таким образом устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
G Интересный прием для тренировки навыка чтения - « Секретное письмо».
G Пишите на листах бумаги разные слова, а ребенок - раскрашивая бумагу, будет «проявлять» и читать эти слова.
G Так процесс чтения и приятных эмоций, крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
G Устраивайте
для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная
тренировка поможет ребенку быстро прочитать знакомые слова,
G пополнить багаж слов, в конечном итоге улучшит технику чтения.
G Замечательным поспорьем в приобщении ребенка к чтению стали для нас советы Венди Уильямса, психолога – исследователя
Следуя советам, мы:
• Читали ребенку вслух с самого раннего возраста
• Покупали книги, дарили их и получали в качестве подарка
• Оставляли печатные материалы везде, где ребенок мог их увидеть
• Разрешали детям самим выбирать книги и журналы в библиотеке, книжном магазине
• Разрешали «заведовать» кулинарными рецептами
• Придумывали вместе с ребенком слова, начиная с разных букв
• Собирали домашнюю детскую библиотеку
• Предлагали ребенку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм
• Если ребенок смотрел интересную передачу по телевизору, доставали книгу на эту тему
• По очереди читали друг другу рассказы или смешные истории
• Давали ребенку книги о том, как мастерить своими руками
• Давали книгу вместе с предметами, о которых в них рассказывается (Книга о походах – компас. Книга для юннатов – лупу и т.д.)
• Разгадывали с детьми кроссворды
• Часто спрашивали мнение ребенка о книге, которую он читает
• Читали ребенку и вместе с ребенком перед сном каждый вечер